С чего начинается Родина?
Моя началась с керченского двора на Ленина, 10. Двор, мощеный булыжником, как в средневековье, как и все дворики на Ленинской в 60-е годы: подпорная стенка, сохраняющая от оползней на Митридате; палисадники, проволоки с “парусами” простыней, голубятня, колонка с водой, «халупки» в глубине двора – так жила моя бабушка Антонина Николаевна Зубова. Бабушка, дочь выпускницы Симферопольской гимназии, была прекрасной рассказчицей, но сюжеты ее рассказов повторялись из раза в раз - в ее воспоминаниях “жила война”.
После освобождения Керчи бабушка на костюм, оставшийся от её погибшего мужа, моего деда Николая Никифоровича Зубова, выменяла комнатку на Ленинской. Её дом до войны находился около стадиона, недалеко от речки Приморская. Через огородик, в котором она закопала самое ценное на тот момент «добро» - швейную машинку марки “Зингер” (модель «Поповка-белоручка») - четырежды проходила линия фронта.
Соседка уговаривала бабушку спуститься вместе с отступающей Красной Армией в каменоломни («только нужно побольше одеял взять...»), какой-то румын забрал со двора последнюю курицу, «в гестапке» задержали маленького сына, который в неположенном месте ставил силки на зайцев, бомба попала в здание почты за пару минут, как она подошла к нему с двумя детьми. Но главный сюжет рассказов бабушки - «немец гонит из Керчи на Багерово», подводы, лошади, кружат самолеты. В последнее время стали доступны к просмотру эпизоды, отраженные в кадрах немецкой хроники.

В Багеровском рву фашисты расстреляли 7 тысяч человек, среди них могла быть и бабушка, но они с товаркой подкупили полицая и смогли спастись. Утро после расстрела в январе 1942 года запечатлено на фотографии «Горе» фотокорреспондента Дмитрия Бальтерманца, получившей впоследствии мировую известность. Именно с Керчи начала работу советская комиссия по расследованию преступлений фашизма, результаты работы которой были представлены на Нюрнбергском процессе.
11 апреля 1944 г. советских воинов-освободителей встретили всего 30 оставшихся в живых из почти 100 тыс. Керчан, проживавших в городе в 1940 году. Бабушки среди них уже не было: она пешком с двумя маленькими сыновьями ушла на север Крыма к родственникам - у них была корова.
Её сын (мой отец) Леонид Николаевич Зубов родился 8 мая 1937 года. 1945-й бабушка вспоминала так: память о погибшем муже, день рождения сына, тосты за Победу в керченских двориках за общими столами, жареные бычки и керогазы-примусы, запах от букетов сирени, слезы, рюмки с вишневой наливкой, тризна на Митридате.
Керчане помнят цифры: 15 тысяч жителей были убиты, более 14 тысяч – угнаны в Германию. За время боев в городе было уничтожено более 85% зданий. На территории полуострова соединились ужас женщин, оставшихся с детьми «под немцами», энергия беспрецедентного героизма воинов, ошибки военачальников, допустивших кровавое отступление.
Выстраивая свой взгляд на прошлое, мы отбираем и конструируем те факты, которые помогают обрести опору в современности и будущем: одни «бракуем», другие бережно храним. Это дает доступ к символическим ресурсам. За подвиги в боях за Керчь 137 воинов удостоены звания Героя Советского Союза — это больше, чем за любой другой город.
В Керчи историческая правда сложилась с послевоенных времен и не требовала внешнего контроля, поскольку содержала семейные нарративы, рассказы ветеранов-освободителей города, переселившихся в Керчь после окончания войны и проживших в почете до преклонных лет.
В этом году Керчь традиционно отметила юбилейный 80-й День Победы. Накрытые столы, «керченский ассортимент» - саламур, молодая картошка, жареные баклажаны, барабулька, мидии, камбала-калкан…Тосты за Победу, семейные легенды, слезы, просмотр фотографий… Несмотря на отсутствие официального празднования в силу внешних обстоятельств, более пятисот человек поднялись 8 мая на гору Митридат. 9 мая – людная Ленинская, песни военных лет. Таков культурный код Керчан - память.
Социальные «повязки» – важный инструмент сохранения традиций. Родственный клан, отношения соседства, сельские обязательства… По-английски это community, по-словенски - obcina, по-арабски - хамул, в православии - приход, на Украине – «громада» - общество интегрирует связки смыслов и каналы их распространения.
Окружение моей семьи сложилось из выпускников школы Дубинина, однокурсников отца по судомеханическому техникуму, соседей по улице Пролетарской. Ривкины, Плаговы, Свинтицкие, Винарский, Бухины - у каждой семьи свои «истории из жизни», бережно хранимые детьми и внуками. Городские дела когда-то переживали как семейные.
Прием в пионеры у памятника Володи Дубинину, музей имени «младшего сына», пионерский отряд имени Героя Советского Союза Дмитрия Глухова, первая экскурсия в Аджимушкайские каменоломни вместе с пионерлагерем «Чайка», Михаил Радченко, аджимушкайский «сын полка» выступает на школьной линейке…
В 70-е особое застолье было посвященовручению Золотой Звезды. Все были на торжественном собрании: родители и их друзья – в зале, а мы, юные пионеры с приветственным словом, горнами и барабанами, стояли в проходах.
Смыслы Керчи
Преемственностьсмыслов феноменального патриотического нарратива, основанного на фактах героизма, мученичества и жертвенности, исторически сформированного в Керчи; поддерживаются жителями города уже 80 лет. Нашему городу посвящали работы литераторы, публицисты Константин Симонов, Сергей Борзенко, Евгений Халдей. Одними из первых об Аджимушкае написал поэт Илья Сельвинский, в 1949 вышла повесть «Улица младшего сына» Льва Кассиля, в 1964 — «Подземная крепость» С. С. Смирнова (из сборника «Рассказы о неизвестных героях»), 1974 — «Крепость солдатских сердец» Андрея Иоанникиевича Пирогова, 1981 — «Высота Аджимушкая» И. И. Мирошникова (из сборника «Огнекрылое племя» (стихи)), 1984 — повесть «Двое из двадцати миллионов» А.Я. Каплера (экранизирована в 1986 году под названием «Сошедшие с небес», фильм снимали в Аджимушкайских каменоломнях), автору даже довелось взять интервью у Веры Глаголевой и Александра Абдулова.
Ветераны, поселившиеся в Керчи после Победы, регулярно встречались с жителями. Военная мемуаристика поддерживалась в местных литобъединениях и в городской газете «Керченский рабочий». Незабываемый редактор Николай Григорьевич Кармазиненко (при нем издание достигло своего рекордного тиража) поддерживал ветеранов редакции: Сару Соломоновну Кесельман, Бориса Петровича Случанко, Сергея Васильевича Башарина, Владимира Биршерта, Тамару Авраменко. Творчество ветеранов редакции «опекала» и регулярно выпускала «полосу» мемуаров Валентина Терентьевна Солина. Поисковые экспедиции работали на объектах; состоялось открытие мемориальных комплексов в Аджимушкае и Эльтигене и картинной галереи Н.Я.Бута «Аджимушкай. 1942 год» (150 работ, посвященных каменоломням), факельное шествие, празднование-тризна Дня Победы на горе Митридат.
Войны памяти.
Прошло 80 лет со Дня Победы. Мир вступил в удивительный период: противоречия и конфликты в рамках мировой политической системы вошли в резонанс, сгенерировав ситуацию «идеального шторма». В гносеологическом плане и «на переломе» обнажилось то, как устроен мир и то, как устроен человек (метафора политолога О. В. Гаман-Голутвиной). Период турбуленций и когнитивных войн обусловил запрос на актуализацию темы «войн памяти». Основу западного, «космополитического» подхода к памяти о войне традиционно сформировало убеждение, что прошлое представляет собой «неполитическое» пространство, в котором преодолеваются конфликты и что гражданское общество само справится с проработкой прошлого и политики не должны вмешиваться в эту сферу. Однако 7 мая мировые СМИ процитировали президента США Дональда Трампа, который утверждал, что Вторую Мировую Войну выиграли Соединенные Штаты. И этот «посыл» нельзя оставить без реакции.
Ценности
Память является не «складом» фактов, а креативным процессом. Историки, этнологи, археологи, лингвисты, писатели выдвигают и отстаивают версии прошлого, представляющие и оценивающие одни и те же исторические события с разных точек зрения. Заслугой западной социологии считается метод «распаковки» (unpacking of culture) и «измерения» (dimensions of culture) культуры, исследовательский проект Рональда Инглхарта «Всемирный обзор ценностей» (World Values Survey, WVS), объединяющий исследователей ценностей и их воздействие на социальную и культурную жизнь по всему миру. Определение динамики ценностей – важный аспект, геополитическое пространство, какое формируется по инициативе России, необходимо «сшивать смыслами», управлять им через идентичность, социальную ткань. «картину мира», мотивирующий «образ будущего», дать народу глубокое понимание «силы проекта» и вектора его движения нашего государства.
Дружба народов
Каждый седьмой из 147 героев Советского Союза, отличившихся при освобождении Керченского полуострова и Керчи в 1943–1944 гг. – уроженец северного Кавказа и закавказья. Среди них: осетин Ахсарбек Абаев, азербайджанец Шамсула Алиев, абхазец Раджен Барциц, грузин Николай Берия, аварец Магомед Гамзатов, осетин Давид Доев, даргинец Семен Курбанов, аварец Саадул Мусаев, азербайджанец Бакир Мустафаев, армянин Джаган Караханян и др. В 18 соединениях воины закавказских национальностей составляли до семидесяти процентов личного состава. 6 дивизий были полностью национальными. С началом великой отечественной войны в Азербайджане, Армении и Грузии было сформировано 12 национальных дивизий.
Фронтир
«Керченский фронтир» предоставляет уникальную базу для поиска путей обновления нарратива. В 2017 году Керчь была признана самым старым городом Российской Федерации. Это – город Крымского моста, город-герой, «ворота Крыма». Керчь претерпевает самые большие изменения и в горизонте будущего представляет собой уникальное поле для социологических исследований, в том числе в области брендинга, управления коммуникациями, военной социологии, урбанистики, туризма, миграции, эстетики, культурологии. Российская Федерация реанимировала предприятия советского ВПК, в частности керченский судостроительный завод «Залив», тема возвращения скифского золота до сих пор «на острие», керчане ждут возвращения «змееногой богини».
После 2014 года город привлек семьи с материка, в нем обосновалось беспрецедентное количество силовых структур. В город перемещаются не только граждане, которые имеют потенциал внести вклад в развитие полуострова, но и живущие на социальное пособие, мотивированные мечтой «пожить в тепле у двух морей», вопросы сдерживания стихийной миграции через имущественный ценз не отрегулированы, количество рабочих мест ограничено, часто нет соответствия доходов семей потребительским ценам.
Преемственность
Пути сохранения преемственности обусловили запрос на актуализацию темы войн памяти в исследовательском поиске, управленческих стратегиях и экспертизе.
В 2025 в Отечестве «прокатились» мероприятия, на которых обсуждались вопросы «войн памяти». В некоторых из них посчастливилось поучаствовать: XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Военно-исторические чтения. К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне», г. Керчь; Международный культурно-цивилизационный форум «Традиционные ценности народов Востока и современный мир», г. Душанбе; Научно-практическая конференция «Дружба народовСоветского Союза как важный фактор победы в Великой Отечественной войне», г. Москва (ЦМТ); Всероссийская научно-практическая конференция «Россия: единство и многообразие в условиях глобальных трансформаций», г. Москва (РГГУ); ещё одно предстоит 15 мая - Всероссийский симпозиум «Коммуникационный вектор – 2025», г. Москва (МГЛУ). Основной вопрос, который ставили гуманитарии - как сохранить преемственность и дать нужный посыл аудитории, не обладающей «внетекстовым» опытом.

Керчь как «точка сборки»
И в 2025 году керчане не изменили себе: группы патриотов возложили цветы к памятникам в Аджимушкае, Глазовке, Эльтигене. По дороге, поднимающейся к обелиску на Митридат образовались пробки. Люди шли, несли цветы, пели военные песни …город праздновал Победу.
Феноменальный патриотический нарратив, основанный на фактах героизма, мученичества и жертвенности, который сформирован в Керчи, должен быть отрефлексирован, переосмыслен и «пересказан» в обновленных сюжетах, в которых историческая справедливость должны быть транслированы в новой интерпретации. В него должна войти важная составляющая – уникальные традиции керчан в сохранении памяти о павших героях, сложившиеся после войны, активно поддерживаемые жителями города и продолжающиеся уже 80 лет.

Социальная архитектура
Проанализировать, «трансгрессии смыслов» в нарративах; отрефлексировать, переосмыслить и «пересказать» в сюжетах, понятных новому поколению. В стационарном режиме понятно «на какую кнопку нажать», в динамике и транзитах необходимо искать новые формы управления смыслами. Смыслы должны быть разработаны профессионалами и «зашиты» в общество при помощи инструментов нелинейного управления, ядра смыслов должны быть тщательно упакованы в повестку. В представлениях о прошлом отражается прежде всего современное состояние, его взгляд на окружающий мир и ее представления о будущем.
Технологии «управления смыслами» применимы в политическом и государственном строительстве для воссоздания социальной ткани общества путем управления через «социальные узлы», через идентичность. Бренды нужны «на сломе», чтобы продуцировать смыслы, способные преодолеть gap отчуждения, сшить «идентитарные матрицы», дать новое качество «общественной дискуссии». Инструменты возможно называть по-разному: контрпропаганда/ политтехнологии/ социальная архитектура/ нелинейное управление/субъектно-ориентированное управление/ социальная реклама/ упреждающее управление/ управляемый хаос/ рефлексивное управление/ холизм/ синергетическое управление, однако суть не меняется: время требует реконструкции смыслов и новых подходов в их интеграции.
***
Все меньше тех, кого я знаю,
Все больше поглотила ночь,
А мы по-прежнему у края,
И не уйти отсюда прочь
Стихотворение Алексея Смирнова (1920-1979)
Этим текстом я обращаюсь к ушедшим: погибшему деду, бабушкам, родителям, их коллегам и друзьям, послевоенному поколению, с чьими именами связано процветание Керчи в семидесятые и восьмидесятые годы прошлого века.
Из всего окружения родителей них жив только Аркадий Самуилович, сын погибшего Самуила Ароновича Ривкина, керчанин, выпускник школы Дубинина, выпускник Ленинградского горного института, в прошлом - директор предприятия «КрымВзрывПром», дочь Аркадия Самуиловича - Елена Аркадьевна Ривкина,сотрудник Благотворительного еврейского центра «Хесед Шимон», была инициатором, фандрайзером и продюсером проекта установления мемориала на месте противотанкового рва на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия. Внучка Аркадия Самуиловича, Маша Симонова с отличием закончила философский факультет Санкт-Петербургского университета, а в юности записала ролик в память о своем прадеде, погибшем в Берлине 5 мая 1945 года.
Дорогой Машин дедушка, любимый дядя Аркаша, уважаемый Аркадий Самуилович Ривкин! Я помню Вас столько лет, сколько помню себя… С Днем Победы! Будьте здоровы! Живите долго!
Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями,
звоните
+7-(978)-853-94-44,
пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
ВКонтакте,
Одноклассники,
YouTube,
Telegram,
Яндекс.Дзен