<По следам первого фестиваля античного театра "Боспорские агоны". Автор: Цареградская Татьяна.

Технический прогресс обозначил новую примету керченского курортного лета-99 - видеокамеры. "Сами себе режиссеры" самозабвенно водят объективами на протяжении всей реконструированной части улицы Ленина - яркого кусочка модерна, неожиданно приятного глазу и туриста, и старожила.
На церемонии закрытия фестиваля театральных коллективов "Боспорские агоны", оглянувшись, я увидела все те же вездесущие глазки видеокамер. нацеленные на Большую митридатскую лестницу, где разворачивалось действо, достойное того, чтобы запечатлеть его на пленку и просматривать, вспоминая отпуск.
Здесь, на этих ступенях, где родилась идея "Боспорских агонов", теперь награждались победители первого и потому самого трудного состязания лицедеев из Киева, Львова, Мариуполя, Алушты, Керчи, и словно по волшебству возникшая в небесах стая белых лебедей освящала их своим полетом, и серый конь кланялся председателю жюри фестиваля Народной артистке Украины Ларисе Кадыровой, а амазонка вручала ей охапку алых роз, и древнегреческие боги спускались по ступеням, и дети танцевали, и факела горели в летних сумерках, разбрасывая искры живого огня...
Античная драма. Один из самых сложных, если не самый сложный жанр театрального искусства, имеющий свои, сложившиеся много веков назад, законы и атрибуты. Герои, знакомые нм по древнегреческим мифам, снедаемык пламенем собственных страстей. Боги-олимпийцы, сколь кровожадные и безжалостные, столь подверженные все тем же человеческим слабостям. О чем были эти спектакли - совершенно разные как по трактовке классического материала, так и по форме его воспроизведения?
И лауреат фестиваля, получивший гран-при - спектакль киевского театра пластической драмы на Печерской "Цветы пустыни" по роману А.Франса, где актеры говорят только языком жестов и танца, которые порой выразительнее слов; и "Антигона" Софокла в талантливо новаторской трактовке молодого театра-тудии "Вуаля" тоже из Киева; и "Медея" Эврипида - академическая работа академического театра им. М.Заньковецкой из Львова; и "Эзоп", смело поставленный керченским театральным коллективом под руководством Юрия Сбойчикова; и "Диалоги богов..." мариупольской студии Греческого национального театра, часть которого звучала на языке оригинала; и "Отравленная туника" Н.Гумилева, привезенная алуштинцами; и, наконец, внеконкурсный моноспектакль "Федра" - подарок фестивалю от Ларисы Кадыровой - их роднит вечная тема: мужчина и женщина. Во все времена их любовь или ненависть порой решали судьбы мира.
О чем эти спектакли? О коварстве женщин и слепом, бесконечном эгоизме мужчин. О том, что слабая женщина может показать пример мужества храбрым воинам, а сильный мужчина - превратиться в жалкого труса, не выдержав бремени правды. О том, что чувства, сделавшись игрушкой, оканчиваются трагедией. О том, что любовь - единственное, что может быть оправданием и спасением...
"Такой фестиваль проводить в Керчи невозможно в принципе, - говорили организаторам одни. - Здесь нет никакой базы для этого!"
"Вы еще наплачетесь со столичными артистами, когда они увидят наши "удобства" без горячей воды!" - вторили другие.
Разумная осторожность - полезная штука, но разве можно было остановиться на полпути и отказаться от задуманного и выстраданного проекта? И тут свое властное плечо подставил керченской горисполком в лице Олега Осадчего. Может быть, наша инфраструктура не блещет европейским уровнем, но если ждать, пока она начнет соответствовать, мы успеем обнищать духовно и просто этого не заметить...
Так или иначе - городской театр им. Пушкина вновь вспомнил, для чего он, собственно, строился, АТП выделило артистам бесплатный автобус, комфортабельные номера предоставил профилакторий "Лазурный", а кроме главных призов от БФ "Деметра", призы предоставили Верховная Рада Крыма, керческий горисполком, торговый порт, АО "Анна", греческое общество - и в итоге ни один театр не остался ненагражденным. Подключились к материальной поддержке фестиваля и учредитель фонда "Деметра" Владимир Письменный, а также украинский благотворительный фонд "Социальная защита".
Что же касается артистов... Не может быть таких просветленных лиц и такого блеска в глазах у актеров, которых плохо принимали! Они остались довольны зрителями, они были в восторге от экскурсии по историческим памятникам Керчи, они готовы приезжать к нам на гастроли. Режиссер Львовского Государственного академического театра им. М.Заньковецкой Тарас Жирко уже измерил сцену Старого города - хочет ставить здесь пьесу. Режиссер-постановщик театра пластической драмы на Печерской Вера Мишнева, очарованная "Сиртаками" в исполнении юных танцорок из ансабмля "Алые паруса", возглавляемого Маргаритой Гузелевич, намерена привлечь их в свой спектакль и поставить им танец.
"Многие лета" пропела фестивалю и нашему городу Лариса Кадырова - ей, как заместителю председателя Союза театральных деятелей Украины в начале будущего года предстоит поездка во Францию, где собираются руководители театральных обществ со всего мира. Лариса Николаевна готовится прочитать там доклад по "Боспорским агонам" с тем, чтобы сделать фестиваль плановым международным.
- Мы всегда верили в то, что фестиваль у нас получится, - говорит президент Благотворительного фонда "Деметра" Татьяна Умрихина. - Мы даже не предполагали такого полодительного и широкого резонанса. Но это - плод усилий многих людей, поверивших в нас и в идею фестиваля. Хотелось бы сказать огромное спасибо прежде всего городскому голове Олегу Осадчему и зав. отделом информации и внешних связей горисполкома Ольге Архипенко за помощь и поддержку. Благодаря заместителю министра культуры Республики Крым Леониду Белому мы смогли связаться с Ларисой Кадыровой. Леонид Кузьмич убедил ее принять участие в нашем фестивале. Спасибо строительной фирме "Консоль" и керченскому ЗЖБИ, подготовившим сцену в Старом городе, спасибо директору торгового порта Игорю Петрову, предоставившему сцену портовского клуба для спектакля театра "Клио" из Алушты.
А разве не убедительны были в роли олимпийских богов молодые актера театрального коллктива Оксаны Калашниковой? Разве не символично, что в тот момент, когда на закрытии фестиваля танцевали маленькие лебеди из студии классического балета Лидии Яковлевны Илюшкиной, над ними в небе пролетели лебеди настоящие? Немало пришлось потрудиться и сотрудникам нашего фонда - директору Елене Зинько, кураторам театров-гостей Ирине Барановской, Галине Путинцевой, Леониду Пономареву, Ларисе Якимовой, а также неизменной ведущей и сценаристу Ирине Прилепиной. Особые слова - о технических работниках, которые незаметно и надежно держать на своих плечах деятельность всех подразделений, - это рабочие сцены, кассиры, билетеры городского Дома культуры, наш звукооператор - Михаил . Теперь мы видим, что все у нас может и должно получиться.
Оптимизм и энергия Татьяны Викторовны заразительны. Она не даст заглохнуть всходам, посеянным месяц назад, и теперь это стремление двухстороннее: именитые театры, как сейчас говорят, открыли для себя Керчь. Пусть прибыль от фестиваля в денежном выражении невелика, но гораздо солиднее духовный и культурный капитал, который оставили нам "Агоны" - и это только начало. Ведь не зря же директор театра им. Пушкина Станислав Мартюк на прощание раздавал артистам по кусочку "самого дорогого, что унас есть", - театрального занавеса. Чтобы вернулись и водворили свои кусочки на место...
Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями,
звоните
+7-(978)-853-94-44,
пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях
ВКонтакте,
Одноклассники,
YouTube,
Telegram,
Яндекс.Дзен