20.10.2017 11:40:33
Реклама
Новости из Керчи на Вашем сайте
 История
К вопросу о проживании святого Луки Крымского (Войно – Ясенецкого) в Керчи
 
  Выдающийся священнослужитель и хирург, святитель Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно – Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи, где семья Войно – Ясенецких прожила несколько лет.  

В нескольких публикациях указана  улица – Дворянская  (часть современной Театральной улицы), где жила его семья. Ряд выявленных документов позволяет сделать вывод, что Войно – Ясенецкие жили по меньшей мере в двух местах Дворянской улицы, относившихся соответственно к Троицкому и Александро – Невскому приходам Таврической епархии Русской Православной Церкви (РПЦ). По приезду в Керчь польский дворянин и ревностный католик Феликс Войно – Ясенецкий, очевидно, и определил место жительства на престижной улице вблизи католического храма. Небольшой домик Войно – Ясенецких находился, вероятно, на углу Дворянской (напротив католического храма) и небольшого переулка (не сохранился, там сейчас здание театра) по направлению от католического храма к современному зданию Главпочтампа, где примерно в то время  находились  аптека.

По правую сторону Митридатской  лестницы и по нечётной стороне Дворянской улицы от Предтеченской площади к дому Роппа проходила граница Троицкого прихода, и записи о семье Войно – Ясенецких сделаны соответственно в метрических книгах Троицкого собора. С увеличением семьи состоялось переселение (не позднее декабря 1878 года) в пределах Дворянской улицы по чётной стороне (от здания современной картинной галереи в сторону моря), но уже в Александро – Невском приходе (записи в конце 1878г. и 1879г. сделаны в метрических книгах Александро – Невской церкви).  Границами Александро – Невского прихода Керчи в XIX веке были « часть города, лежащая по левую сторону Митридатской лестницы, и от Предтеченской площади по Дворянской улице до дома Роппа, и отсюда по направлению к Агентству РОПИТ…».

Против этого появились возражения, смысл которых сводится к тому, что на приехавших на жительство в Керчь Войно – Ясенецких приходской принцип деления РПЦ не распространялся, законы Российской империи в городе не соблюдались, контролем за их исполнением никто не занимался. Так ли это было, рассмотрим подробно.

В административном делении Церкви главный принцип – территориальный. В поместной церкви каноническая территория делится на епархии, которые являются основными структурными единицами любой поместной церкви. В Русской Православной Церкви епархии и их границы определяются Синодом с последующим утверждением Архиерейским собором. Епархии, как правило, делятся на несколько округов – благочиний, которые состоят из нескольких приходов.

Приход – это церковный округ населения, имеющий свой особый храм (иногда храмов могло быть несколько) с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. В XIX веке в РПЦ приход был основной территориально – административной единицей. К приходскому храму в крупном населённом пункте приписывались определённые дома, а также ближние небольшие населённые пункты с малым числом домов. В приходской церкви велись списки прихожан (обыскные книги, исповедальные росписи), на основании которых  в ежегодных Ведомостях о храме (Клировых ведомостях) настоятель церкви указывал общее число прихожан и их количество по сословиям. Например, по Александро – Невской церкви Керчи по состоянию  на январь 1914 года прихожан было 2566 душ мужского пола и 2610 душ женского пола, в том числе духовных – 11, дворян - 187, мещан - 3680, крестьян – 1298 (деления на своих прихожан и прихожан иных храмов в приходе нет). В границах  прихода также проживали 318 иноверцев. По приходу количество прихожан Александро – Невской церкви, числу домов в части города Керчи, пригородам и деревням Феодосийского уезда расписано было подробно. В ведомостях о керченских храмах XIX – XX веков нет сведений как о прихожанах, проживающих за границами своего прихода, так и о количестве прихожан иных храмов, проживающих в границах данного прихода. Крестились, венчались прихожане только в своём храме, там же их и отпевали. Молиться, исповедываться и причащаться в ином храме не запрещалось. На приходского священника в Российской империи возлагалось и ведение метрических книг. Можно привести такой пример: 9 марта (ст. ст.) 1870 г. умер первый комендант крепости Керчь генерал – лейтенант Адам Осипович Сабашинский, отличившийся в Крымскую войну 1853 – 1856 гг. Имя героя как георгиевского кавалера занесено на мраморную доску в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца в Москве. Перед кончиной его исповедовал и причастил настоятель керченского Троицкого собора протоиерей Иоанн Кумпан. Похоронен генерал А. О. Сабашинский был 12 марта 1870 г. соборне (несколькими священниками) на митридатском кладбище (находилось к западу от Афанасиевской церкви). Но запись в метрической книге о погребении сделал только военный священник, он же и указал, кто совершил таинство исповеди перед кончиной генерала.

9 февраля (по старому стилю)1873 года высочайше учреждённое Присутствие по делам Православного Духовенства рассмотрело и утвердило новое Расписание приходов и причтов по 18 епархиям (в том числе и по Таврической) РПЦ. Это решение Присутствия по делам Православного Духовенства было утверждено императором 7 апреля (по ст. ст.) 1873 года. В документе говорилось, что «церковно – административную единицу составляет самостоятельный приход в целом его составе, сколько бы ни было в нем церквей и священников … В границах самостоятельного прихода распределение деревень между церквями и населения между священниками может быть изменено с разрешения епархиального начальства по требованию обстоятельств».

По Таврической епархии для портового города Керчи этим «Расписанием городских и сельских приходов, церквей и причтов» определялись:

-приход Троицкий с церквями Троицкой соборной и Афанасиевской (кладбищенской), причт: протоиерей – 1, священников – 2, диакон – 1, псаломщиков - 3;

- приход Предтеченский с Предтеченской церковью, священник – 1, псаломщик – 1;

- приход Александроневский с Александро – Невской церковью, священник – 1, псаломщик – 1.

В целом по Керчь – Еникальскому градоначальству (Керченскому благочинию) был упразднён Карантинный приход (велись метрические книги) без своего храма (планировалась постройка), а для города Еникале был сохранён Успенский приход с Успенской церковью.

При миграции населения в Российской империи (имеется в виду в соответствии с законодательством) выбором места жительства (или сезонной работы) определялся и приход. Выявленные актовые записи в метрических книгах Троицкого собора (1875 – 1877гг) и Александро – Невской церкви (1878 – 1879гг) города Керчи, относящиеся к семье Войно – Ясенецких, свидетельствуют об их проживании в пределах названных приходов. Предположение, что прибывшая на жительство в Керчь семья Войно – Ясенецких могла жить в границах одного прихода, а совершать крещение и погребение (на том основании, что приезжие) в другом приходском храме не подкреплено правовыми документами,  да и зачем нужно было нарушать закон? Предположим, кто-то в Керчи решил нарушить закон и крестить ребёнка в храме иного прихода с соответствующей записью в метрической книге. Зачем в этом случае приходскому священнику самому нарушать закон и вступать в конфликт со священником другого прихода, в нашем случае в конфликт с керченским благочинным, он же настоятель собора? И как на это нарушение посмотрят в Таврической духовной консистории, и что предпримет Таврический епископ, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства (в нашем случае ведение метрических книг)? Каким будет мнение по этому действу Синода и обер – прокурора Синода, и что будет ими предпринято по выявленному нарушению (ведь игнорируется царское повеление)?

В указанном «Расписании городских и сельских приходов, церквей и причтов» оговорены многие моменты из приходской практики, но нет ни единого слова о каких – то особых правах мигрантов. Возьмем для примера хотя бы такой  случай из приходской практики Керчи конца XIX века. Солдатская слободка ведёт своё начало от строительства крепости Керчь и несколько раз меняла своё местонахождение. До 1887года она находилась на крепостных землях (эспланаде крепости) и её жители были приписаны к крепостной церкви. На 1889 год  известен состав  Александро – Невского прихода, в который входили:  «часть города Керчи, пригороды: Новая Слободка (ныне Солдатская), Старый Карантин, Джарджава и деревни Феодосийского уезда: Камыш – Бурун, Чурубаш, Тобичик, Артели, Ново – Александровка, Ново – Васильевка, Эльтиген». Понятно, что обитателями Солдатской слободки были люди пришлые (на законных основаниях), но как только слободка оказалась в пределах Александро – Невского прихода, то её жители оказались прихожанами Александро – Невской церкви. Ещё пример, Брянский завод. Он с момента создания находился в пределах Троицкого прихода. В конце XIX века - начале XX века в Керченском благочинии из Троицкого прихода выделяются новые приходы: Иоанно – Богословский (храм в Аджимушкае) и Покровский (храм был около современного аджимушкайского кольца). 10 октября (ст. ст.) 1899 года администрация Акционерного Общества Керченского металлургического завода и рудников просила керченского благочинного «назначить для треб в заводскую больницу священника из Аджимушкая и приписать завод временным приходом к посёлку Аджимушкай». Здесь следует обратить внимание, что в поселении рабочих Брянского завода – колонии («Колонка») жили как пришлые, так и местные, керчане. И выбор приходских храмов достаточно велик: Троицкий собор, церкви Братская Покровская, Успенская (в Еникале) и Иоанно – Богословская в Аджимушкае. Но в данном случае соблюдён общепринятый порядок:  служащих и рабочих (православных), проживающих на заводской территории просят приписать всех к аджимушкайскому храму (Таврический епископ мог принять и иное решение).

С установлением в январе 1918 года в Керчи Советской власти одним из первых распоряжением новой власти был запрет на ведение метрических книг в храмах, а выданные настоятелями церквей после 1 мая 1918 г. свидетельства о рождении, браке или смерти признавались недействительными. Это распоряжение в Керчи утвердилось после 16 ноября 1920 года. Креститься, венчаться или отпевать в церкви тогда ещё не запрещалось, но записи об этом уже не делали.  

Текст: Носков А. В. 

Статья написана на основе документов Государственного архива Республики Крым.

Фото предоставлено Григорьевым Г. Б.


Если Вы стали свидетелем происшествия, или знаете о предстоящем событии, а также располагаете интересными фотографиями, звоните +7-(978)-853-94-44, пишите info@kerch.com.ru и Ваша информация появится на сайте KERCH.COM.RU.

KERCH.COM.RU. Авторские права защищены. Использование материала без ссылки запрещено.
 
10006 обсудить 10.12.2016
KerchNET TV
сенОктябрь 2017ноя
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Live KerchNET
Прогноз погоды
  Copyright © 2001-2017, KERCH.COM.RU  Присылайте нам любые вопросы и комментарии
+7-(978)-853-94-44 Сделать страницу стартовой Добавить в Избранное