23.03.2017 07:14:22
Реклама
Новости из Керчи на Вашем сайте
 Архитектура
Русская Керчь (1830 - 1900 года)
 
  Материал подготовил: Магистр архитектуры А.А. Сальников-младший.  

C 1830 годов начались боевые действия на Кавказе. Керчь стала поставщиком провианта для армии и постоянным местопребыванием двух штабов – сухопутного и морского. Через город прошёл установленный тракт из Новороссийской губернии на Кавказ, было заведено регулярное пешеходное сообщение с Феодосией, Ялтой, Севастополем и Одессой.
Потребовалась корректировка плана Ф. Шаля, поскольку город не стал губернским, как предполагалось, и отпала необходимость его второго центра – губернского дворца. Корректировка производилась дважды, в 1831 и 1837 годах, городскими архитекторами Тумковским и Дигби. Помимо устранения расхождений проектного чертежа 1821 года с натурой (происходивших от погрешностей геоподосновы) и законодательной фиксации реально произошедших в городе изменений, генпланы 1831 и 1837 годов решали задачу определения направлений дальнейшего территориального развития города. Дальнейший рост территории города сдерживали те самые природные факторы, которые когда-то защищали древний город Пантикапей: заболоченная дельта Мелек-Чесме (античный Пантикап, ныне река Приморская) на севере и солончаковое озеро на месте нынешнего ковша рыбного порта – на юге. На первое время проблема была решена осушением дельты за счёт прорытия канала (1834 год).
Набережная
1830-е – 40-е годы были временем формирования классического ансамбля застройки русской Керчи. В 1835 году на повороте бульвара, опоясывавшего вершину горы Митридат, строится здание музея древностей в виде дорического периптера – реплика храма Гефеста в Афинах (архитектор Дж. Торичелли). Подводившая к нему монументальная ампирная лестница, сооружённая на оси Предтеченской и Таманской площадей, выполнена по проекту А. Дигби. В 1831 году было заложено здание Римско-католической церкви. Около 1834 года начинается строительство новых набережных. Рядовая застройка велась в строгих и гармоничных формах русского классицизма, по проектам и под контролем городского архитектора.
Митридатская лестница
В 1854 году началась Крымская война. 12 мая 1855 года англо-франко-турецкий десант, высадившийся в Камыш-Бурунской бухте, занял Керчь почти без сопротивления. Город, брошенный разбежавшимися жителями, был разграблен.
После эвакуации союзников в 1856 году начался новый этап градостроительного развития Керчи, отмеченный оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом населения и территории и изменением стилистических характеристик застройки.
Наиболее крупным строительным мероприятием второй половины XIX века в Керчи было сооружение новой крепости на мысу Ак-Бурун. Основной задачей крепости являлась оборона входа в Азовское море. Окончательный проект крепости (инженер Э.И. Тотлебен) утверждён в 1868 году и дополнен в 1870.
Женская гимназияВместе с крепостью на Ак-Буруне разрабатывались проекты строительства аналогичных укреплений у Еникале и на вершине горы Митридат. Проекты не осуществились, но сами территории продолжали оставаться зарезервированными для нужд военного ведомства и на них запрещалась застройка.
В самом городе идёт восстановление жилой застройки (большая часть старых жилых домов в историческом центре относится ко второй половине XIX – начале XX веков) и возводятся новые общественные здания: Армянская и Афанасьевская церкви, синагога, мужская и женская гимназии, детский приют, Константиновская лестница и др. В начале 1860-х годов таможня вновь перемещается на Босфорскую набережную, где для неё строят эффектное здание в палладианском вкусе с двумя полукруглыми складскими корпусами позади. Перед таможней и к югу от неё вдоль набережной возникают причалы пароходных компаний.
Мужская гимназия
В 1880 году разрабатывается третий корректировочный вариант генплана города (утверждён в 1883 году). Он фиксирует происшедшие с 1837 года изменения и вновь пытается решить проблему резервных территорий центра. План предусматривал распространение Керчи в трёх направлениях:
- в южном до ручья Джаржава – место, отведённое ещё планом 1821 года под “Новый Керчь”;
- в северо-западном в пойме Гнилого ручья;
- в северо-восточном вдоль берега пролива и Еникальского шоссе.
В каждом районе проектировались обширные площади и улицы шириной не менее 10 сажен (20 метров).
Железнодорожный вокзал
В 1900 году открылось движение по керченской ветке Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. Это событие оказало столь сильное влияние на дальнейшее развитие города, придав ему преимущественно промышленный характер, свойственный Керчи и поныне, что его можно считать началом нового этапа градостроительной эволюции.
Царская пристань
Прежде всего, открытие железной дороги позволило, наконец приступить к строительству керченского морского порта, которому дорога была необходима для подвоза и вывоза товаров (проект порта был утверждён ещё в 1899 году). Порт оброс комплексом обслуживающих его мастерских и этим было положено начало развития центральной промзоны города. Рядом, на Глинище, стали селиться рабочие.
Из всех селитебных территорий градоначальства городской характер имел лишь центр собственно Керчи. Застройка здесь была архитектурно организованной и чрезвычайно плотной: постоянно чувствовался дефицит свободной площади. С конца XIX века начался самовольный захват пустующих земель крепостной эспланады на северном склоне горы Митридат: так возник район т.н. “Нахаловки” вдоль Эспланадных улиц. Перед первой мировой вой ной зародился проект расширения береговой полосы от Таманской площади до порта и устройства гавани у Генуэзского мола. Но осуществлён он был лишь полвека спустя – строительная активность надолго переместилась в другие районы города.
 
13880 обсудить 23.04.2002
KerchNET TV
февМарт 2017апр
ПнВтСрЧтПтСбВс
272812345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Live KerchNET
Прогноз погоды
  Copyright © 2001-2017, KERCH.COM.RU  Присылайте нам любые вопросы и комментарии
+7-(978)-853-94-44 Сделать страницу стартовой Добавить в Избранное